460528, Оренбургская область, Оренбургский район, с. Ивановка, ул. Кольцевая 8А

Версия для слабовидящих

МБУК ЦК и БО «Урал»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры Центр культуры и библиотечного обслуживания «Урал» муниципального образования Ивановский сельсовет Оренбургского района, Оренбургской области

Великий советский сказочник Александр Роу – пожалуй, более точно охарактеризовать режиссера невозможно. Творческая биография талантливого кинематографиста отдана воплощению волшебных сюжетов. Добрые, светлые русские сказки по сей день любимы детьми и вызывают теплую ностальгию родителей.
Биография:
Родился Александр Артурович 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который в нынешнее время относится к Ивановской области. Оба родителя мальчика – эмигранты. Отец – ирландец, прибывший в Россию для налаживания работы мукомольного производства. Мать – гречанка Юлия Карагеоргий.
В 1914 году глава семейства неожиданно оставляет тяжело болеющую женщину и десятилетнего сына в России, а сам покидает страну. До сих пор неизвестны причины такого поступка, но обратно уроженец Ирландии так и не вернулся. Мальчику пришлось несладко. Маленький Саша вынужден зарабатывать на пропитание и поддержку мамы. Роу продавал мыло и гребешки, помогал в местном церковном приходе.
В 1915 году мама с сыном перебираются в Сергиев Посад, где Александр оканчивает школу. После семилетки Роу поступает в экономический техникум, а в свободное время занимается в кружке художественной самодеятельности. Чуть позже будущий режиссер оказывается в театре «Синяя блуза» и влюбляется в сцену и эстраду. Молодой человек поступает в киношколу Бориса Чайковского, а после окончания – в драматический техникум имени М. Н. Ермоловой. Учеба продолжатся до 1934 года.
Однако уже с 1930 Александр Артурович трудится на студии «Межрабпомфильм». Начинающему кинематографисту несказанно повезло стать ассистентом Якова Протазанова. По воспоминаниям современников, Протазанов делился бесценным опытом с молодым преемником. Александр, в свою очередь, проявлял на площадке чудеса дипломатии и организаторского мастерства. Создавалось впечатление, что он способен уладить любой конфликт и договориться с самыми упрямыми членами коллектива.
С 1937 года Роу становится режиссером киностудии «Союздетфильм» (позже переименованной в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького).
Кино: Первым самостоятельным фильмом в биографии режиссера стала экранизация сказки «По щучьему веленью» в 1938 году. Для своего времени технические решения волшебного сюжета, воплощенные на экране, оказались новаторскими. Самоходная печь, гуси, шагающие задом наперед, покорили сердца не только маленьких зрителей, но и взрослого кинолюбителя.В этой ленте дебютировал Георгий Милляр, блестяще сыгравший царя Гороха. Вся творческая режиссерская карьера Роу связана со сказками, как русскими народными, так и авторскими. Режиссер перенес чудеса выдуманного мира на киноэкраны. Роли исполняли не куклы в мультфильмах, а живые люди - актеры.
Свой второй фильм режиссер Александр Роу представил на зрительский суд уже в 1939 году. Это была одна из самых его знаменитых сказок – «Василиса Прекрасная». История начинается с того, что отец решает женить своих трех сыновей. Братья выходят в поле и пускают в разные стороны стрелы. Стрела младшего сына попадает на болото к лягушке-квакушке, с чего и начинается все самое интересное. Александр Артурович слыл настоящим выдумщиком. Чего стоит устрашающая фигура Змея Горыныча в сказке «Василиса Прекрасная». Управлялось чудище двадцатью техниками. Даже лошади на площадке боялись Змея, который выглядел удивительно реалистично.
В 1941 году свет увидела третья сказка мэтра – «Конек-Горбунок». Сюжет этого великолепного детского фильма позаимствован из знаменитого произведения П. Ершова. Однажды царь решает жениться на девушке, о красоте которой ходят легенды. Привезти ему красавицу он поручает Иванушке, крестьянскому сыну. Не сносить юноше головы, если он вернется без царевой невесты. К счастью, на помощь ему приходит Конек-Горбунок. Фильм «Кащей Бессмертный» снимался в непростых условиях военного времени. Съемочная группа работала в Таджикистане и Алтайском крае. В сказке присутствуют кадры, где горит пшеничное поле. Александру пришлось обращаться за разрешением в Совнарком для того, чтобы снять такую сцену. Образ Кащея воплотил Георгий Милляр, один из любимых актеров Роу. Этот человек только оправился от болезни, был бледным и худым. Стоит ли говорить о том, что он легко вжился в роль. Премьера картины состоялась в мае 1945 года. Многие восприняли сказку как метафору завершившейся войны.
В 1952 году на зрительский суд была представлена картина «Майская ночь, или Утопленница». Сюжет мистической ленты был позаимствован из одноименной повести Н. В. Гоголя. Фильм рассказывает историю сына сельского главы. Юноша влюблен в простую казачку, однако упрямый отец не дает своего согласия на венчание. Однажды на помощь страдальцу приходит "нечистая сила"
В 1958-м наконец-то вновь взялся снимать сказки Александр Роу. Он представил на зрительский суд картину «Новые похождения Кота в сапогах». Сюжет ленты был позаимствован из двух известных произведений. Это «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци.
В 60-х годах сказки Александра Роу пользовались все такой же популярностью. Режиссер снял картину «Марья-искусница» по сценарию Евгения Шварца. Интересно, что в послевоенное время мэтру было строжайше запрещено снимать сказку «Царь Водокрут» по сценарию этого автора. Однако настойчивый маэстро от своей идеи не отказался. В картине «Марья-искусница» нашлось место злому царю, который похитил красавицу. Георгий Милляр в этой ленте необычайно хорош в образе Квака. В этом же году свет увидела сказка «Хрустальный башмачок» по либретто Н. Волкова.
А уже в 1963 году Александр представил на суд общественности фильм «Королевство кривых зеркал». Сюжет картины взят из одноименного произведения Виталия Губарева. Милая, временами чересчур назидательная сказка стала советской версией зазеркалья. Пожалуй, главное достижение талантливого режиссера – сказка «Морозко». Александр Роу снял эту картину в 1964 году, но она до сих пор пользуется неизменной популярностью у зрителей разных возрастов.
Многие иностранные режиссеры, в том числе Стивен Спилберг, отметили огромное влияние «Морозко» на мировой кинематограф. Именно благодаря этому фильму приобрели известность актрисы Инна Чурикова и Наталья Седых.
Последнюю Александр Артурович нашел в балетной школе. Инна Чурикова, сыгравшая вредную Марфушечку-душечку в «Морозко». Актриса вспоминала, что беспрекословно исполняла указания строгого с виду режиссера. Когда на площадке неожиданно не оказалось яблок, которые героиня с аппетитом должна есть в кадре, Чурикова, не поморщась, сжевала луковицу.
Картина удостоена награды кинофестиваля в Венеции. До сих пор добрая история любима детьми и взрослыми.
В 1967 году талантливый режиссер завершил работу над картиной «Огонь, вода и… медные трубы». Главный герой отправляется в лес, чтобы жечь уголь. На полянке он встречает милую девушку, которая пасет козленка, влюбляется в нее с первого взгляда. На глазах у парня девушку крадут слуги Кощея Бессмертного. Конечно же, он тут же отправляется на ее поиски. Ради любимой он готов пройти сквозь огонь и воду, однако труднее всего, оказывается, устоять перед сверкающими медными трубами, сиянием славы. Чиновникам картина Роу по душе не пришлась. Они сочли, что сатира является слишком острой. Критики обвиняли мэтра в чрезмерном гротеске. Также Александра упрекали в обилии современных сцен, которые не являются типичными для старых народных.
В 1970 году на суд общественности была представлена сказка «Варвара-краса, длинная коса». Даже современные зрители не смогут остаться равнодушными к этой волшебной истории с недетским юмором.
Последний фильм Роу вышел в 1972 году. Это была сказка «Золотые рога». Коллеги вспоминают, что Роу с начала работы собрал команду, с которой предпочитал сотрудничать на протяжении всей жизни. К новым людям относился настороженно и не сразу принимал в коллектив. Долголетняя работа сложилась и с некоторыми актерами. Георгий Милляр, непревзойденная Баба-Яга советской сказки, мог исполнять до трех ролей в фильмах режиссера. Так произошло в экранизациях «Конек-Горбунок», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы».
Милляр рассказывал, что сам предложил свою кандидатуру на роль сказочной злодейки. «Ни одна женщина не позволит себя так изуродовать, только отвернешься, а она уже губы подкрасит», – смеялся актер.
Всю свою жизнь Александр Артурович, несмотря на зарубежные корни, считал себя русским. Сюжеты картин построены исключительно на основе русских сказок и произведений, таких, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» или «Майская ночь, или Утопленница».
На склоне жизни Роу задумал снять картину по пьесе Николая Шестакова «Финист – Ясный Сокол». К сожалению, начав усердную работу над сценарием, сказочник не смог воплотить идею из-за настигшей болезни. Талантливый режиссер скончался в Москве, перед этим он долго болел. Талантливого режиссера похоронили на Бабушкинском кладбище. Ему было всего 67 лет.
Уже после его смерти Геннадий Васильев на основании набросков Александра Артуровича поставил последнюю сказку волшебника сказочника «Финист – Ясный Сокол».

Фильмография 1938 - «По щучьему веленью»
1939 - «Василиса Прекрасная»
1941 - «Конёк-Горбунок»
1945 - «Кащей Бессмертный»
1952 - «Майская ночь, или Утопленница»
1954 - «Тайна горного озера»
1958 - «Новые похождения Кота в сапогах»
1959 - «Марья-искусница»
1960 - «Хрустальный башмачок»
1961 - «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1963 - «Королевство Кривых Зеркал»
1964 - «Морозко»
1968 - «Огонь, вода и медные трубы»
1969 - «Варвара-краса, длинная коса»
1972 - «Золотые рога»
1975 - «Финист — Ясный Сокол»