Литературное обозрение «По следам Джека Лондона». К 145 – летию со дня рождения писателя.
Дорогой читатель, сегодня мы с вами поговорим о литературном творчестве такого известного американского писателя как Джек Лондон. Родился будущий писатель 12 января 1876 года и при рождении носил фамилию Джон Гриффит Чейни. Фамилию Лондон он получил от своего отчима, который был порядочным и добродушным человеком. Джек Лондон на протяжении всей жизни сохранил с ним добрые отношения, в отличие от своего отца, который не прочитал ни одного произведения своего талантливого сына и не стремился сблизиться с ним. Прежде чем стать известным писателем Джеку Лондону пришлось пройти большой путь своего жизненного становления. В 1893 г. Джек Лондон отправляется в первое путешествие в Японию для ловли морских котиков. В это время он делает подробные записи своих приключений, которые в будущем лягут в основу его произведений. В том же году он принял участие в литературном конкурсе с рассказом «Тайфун у берегов Японии», его рассказ был признан самым лучшим. Сегодня мы с вами совершим небольшой литературный обзор по самым известным и наиболее читаемым произведениям талантливого писателя. Вот перед нами книга под названием «Северные рассказы». Северные рассказы были первыми произведениями молодого Лондона, имевшими большой успех у читателей. Эти рассказы рисуют исключительно яркий, своеобразный мир, полный действия, энергии, человеческой активности. Множество людей разных характеров, возрастов, национальностей, вероисповеданий выступает в них. Золотоискатели, охотники, погонщики собак, проводники, авантюристы, бродяги. По своему содержанию рассказы отличаются большим разнообразием. Одни из них посвящены человеческому героизму, другие - человеческой жестокости. Они говорят о приключениях, о борьбе с природой, о страсти к золоту, о воле к жизни, о вере в человека. Во многих его рассказах звучит тема разлагающего влияния денег на человеческую психику. В погоне за богатством люди превращаются в фанатиков и изуверов. Мысль о благотворном воздействии Севера весьма настойчиво звучит в сборнике "Смок Беллью". Изнеженный, избалованный Смок приезжает на Аляску и затем перерождается. Север создает из него мужественного и смелого человека. В этих рассказах подчеркивается, что общество развращает людей, делает их алчными, корыстными, а жизнь на лоне природы очищает и исправляет их. Все положительные герои рассказов - сильные, смелые люди, не отступающие перед трудностями и опасностями, все они отличаются большой активностью. Твердая воля, упорство в достижении цели - одна из характерных особенностей героев его произведений. Рядом с мужчинами со страниц северных рассказов встают замечательные женские образы. Во многих рассказах "По праву священника", "Женское презрение", "Мужество женщины" и др. женщины занимают центральное место и являются подлинными героинями. Лондон ценит у женщин упорство, силу воли, способность преодолевать трудности. Его героини наделены чертами романтической исключительности. Это бунтарки-одиночки, стремящиеся изменить свое положение в жизни, но не саму жизнь. Протест их против общества носит индивидуалистический характер и не затрагивает основ существующего порядка. Утверждая свою личность, они борются с враждебными силами природы, и в этой борьбе побеждает сильнейший. К циклу северных рассказов близко примыкают две повести о животных это "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906) которые являются самыми популярными в прочтении книгами. В них Лондон изображает животных с таким мастерством, которое редко можно встретить в мировой литературе. Исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону одно из лучших произведений в художественной литературе. Очень сильно звучат в повести гуманистические мотивы. Писатель решительно выступает за гуманное отношение к животным. Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Ему ненавистны те люди, которые жестоки к ним. В повести «Зов предков» сначала мы видим ленивого добродушного пса, ведущего сытое существование и беспечно взирающего на окружающий мир. Но вот он оказывается на Севере. Тут иная обстановка, которая резко меняет характер собаки. Собака по кличке Бак помесь сенбернара с шотландской овчаркой встречает множество разных людей, по-разному относящихся к нему, переносит много испытаний. В новых условиях у него исчезают лень и добродушие. Север способствует выработке новых качеств: силы, смелости, решительности. В конце повести перед нами уже не прежняя большая сонная собака, а Бак - борец, решительный, активный. На примере Бака он показывает, что побои озлобляют животных, делают их врагами человека. И наоборот, доброта, справедливость в отношении к животным развивают в них лучшие качества: любовь, преданность, чувство долга. Лондон уводит читателей на снежные просторы Арктики, где жизнь грубее, примитивнее, но в тоже время проще и понятнее. Когда Бак попадает на Север, он познает радости упорного труда, борьбы и победы, чего никогда не испытывал на Юге. Новые условия жизни пробуждают в нем древние инстинкты, голос крови, он постепенно забывает о прошлом, только любовь к золотоискателю Торнтону продолжает по-прежнему жить в его сердце. Но его зовет зов предков, и первая повесть заканчивается уходом Бака в волчью стаю. Спустя три года Лондон создает второе замечательное произведение о животных - "Белый клык". "Белый клык" является продолжением темы, начатой в "Зове предков". Вместо того чтобы, повинуясь голосу первобытных инстинктов, уйти от мира цивилизации, Белый клык покидает дикую глушь, чтобы жить с человеком. Здесь писатель выступает против отношений, основанных на праве сильного, не только между людьми, но и между животными. По сравнению с "Зовом предков" в "Белом клыке" расширены границы повествования, дано более полное изображение жизни животного мира. В американской литературе еще не было книг, которые с таким мастерством рассказывали бы о жизни животных. Не говоря о том, что обращение к этой теме требовало специальных знаний, поражает умение автора проникнуть в мир природы, понять психологию животных. Пафос повестей Джека Лондона состоит в том, что герои протестуют против дубины, которая символизирует жестокость, несправедливость, равнодушие. Суждение зверства и жестокости по отношению к животным звучит не только в "Зове предков" и "Белом клыке", но и во многих других рассказах. Рассказы и повести Джека Лондона по-настоящему человечные, согреты большой теплотой как по отношению к людям, так и к животным. Итак, дорогой читатель мы закончили наш небольшой литературный обзор, и я надеюсь, что он пробудил в вас огромное желание открыть книгу, прочитать и проанализировать прочитанный рассказ и научится доброму, и милосердному отношению не только к людям, но и к животным.